Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ «Етышинская ООШ»
на 2025-2026 учебный год
1-4классы.
Учебный план МБОУ «Етышинская ООШ» обеспечивает реализацию требований
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Разработан в
соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
-Приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 №992 «Об утверждении ФОП НОО»,
-Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - Гигиенические нормативы),
-Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - Санитарно-эпидемиологические требования),
-Уставом МБОУ «Етышинска ООШ».
В 2025-2026 учебном году в МБОУ «Етышинская ООШ» реализуются ФОП НОО.
Учебный план в соответствии с федеральными требованиями фиксирует максимальный объём
учебной нагрузки обучающихся, перечень обязательных учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию по классам (годам) обучения; определяет часть,
формируемую участниками образовательных отношений (компонент образовательного
учреждения), и общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения
образовательных программ начального общего образования. Учебные занятия в 1-4-х классах
проводятся по 5-дневной учебной неделе в первую смену. Продолжительность учебного года
для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся 2-4 классов – 34
учебные недели. Продолжительность урока составляет во 2-9 классах - 40 минут. В 1 классах
используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4
урока в день по 40 минут каждый, один раз в неделю - 5 уроков, за счет урока физической
культуры.
При реализации учебного плана используются учебники в соответствии с федеральным
перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего
образования и имеющих государственную аккредитацию. На уровне начального общего
образования реализуется обновленный ФГОС НОО и ФООП НОО. В ходе освоения
образовательных программ начального общего образования у обучающихся формируются
базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность
младшего школьника и являющиеся фундаментом самообразования на следующих ступенях
обучения:
система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать
учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их
результат;
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные коммуникативные);
познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной
деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения,
здорового образа жизни.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся;
приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям,
информационным технологиям;
готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего
образования;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения
учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного
процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, а система оценки
должна обеспечивать индивидуальные достижения обучающихся. Обязательная предметная
область «Русский язык и литературное чтение» включает обязательные учебные предметы
«Русский язык» и «Литературное чтение». При 5-дневной учебной неделе обязательная часть
учебного предмета «Русский язык» в 1-4 классах составляет 5 часов в неделю, «Литературное
чтение» в 1-4 классах – 4 часа в неделю. Обязательная предметная область «Иностранный
язык» включает обязательный учебный предмет «Иностранный язык» во 2-4 классах в объеме
2 часов в неделю. Обязательная предметная область «Математика и информатика»
представлена обязательным учебным предметом «Математика» во 1-4 классах (4 часа в
неделю). Обязательная предметная область «Труд (технология)» представлена обязательным
учебным предметом «Труд (технология)» (1 час в неделю). Интегрированный учебный
предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах изучается как обязательный по 2 часа в неделю. В
его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социальногуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее –
ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в неделю в 4 классе по модулю
«Основы православной культуры». В обязательную предметную область «Искусство»
включены обязательные учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» (по 1
часу в неделю). Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 3
часов в неделю в 1-3 классах (1 час из компонента ОО), в 4 классе 2 часа в неделю.
Максимально допустимая недельные нагрузки при 5-дневной учебной неделе в 1 классе
составляет 21 час в неделю, во 2-4 классах – 23 часа в неделю. Школа работает в режиме
пятидневной учебной недели.
Промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2-4 классов.
Основные формы промежуточной аттестации:
Диктант с грамматическим заданием
Контрольная работа
Зачет
Практическая работа
Изложение
Сочинение
Тестовая работа
Проектная работа
Промежуточная аттестация учащихся школы в 2025-2026 учебном году распределяется по
классам следующим образом:
Класс
Предмет
Форма промежуточной аттестации
2 кл
Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
Литературное чтение
Тестовая работа
Иностранный язык
Тестовая работа
Математика
Контрольная работа
Окружающий мир
Тестовая работа
Музыка
Практическая работа
Изобразительное искусство
Практическая работа
Труд (технология)
Проектная работа
Физическая культура
Зачет
3кл
4 кл
Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
Литературное чтение
Тестовая работа
Иностранный язык
Тестовая работа
Математика
Контрольная работа
Окружающий мир
Тестовая работа
Музыка
Практическая работа
Изобразительное искусство
Проектная работа
Труд (технология)
Проектная работа
Физическая культура
Зачет
Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
Литературное чтение
Тестовая работа
Иностранный язык
Тестовая работа
Математика
Контрольная работа
Окружающий мир
Тестовая работа
Музыка
Практическая работа
Изобразительное искусство
Практическая работа
Труд (технология)
Проектная работа
Физическая культура
Зачет
Учебный план
2025 – 2026 учебный год
начальное общее образование
пятидневная учебная неделя
Предметные области
Учебные предметы/классы
Обязательная часть
Количество часов в
неделю
I
II
III
IV
Всего
Русский язык и
литературное чтение
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Иностранный язык
-
2
2
2
6
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Окружающий мир
2
2
2
2
8
-
-
-
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Труд(технология)
Технология
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
8
Итого:
20
22
22
23
87
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1
1
1
0
3
Физическая культура
1
1
1
Учебные недели
33
34
34
34
135
Всего часов
693
782 782 782
3039
Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными правилами и гигиеническими
нормативами
21
23
Основы религиозных
Основы религиозных культур и светской
культур и светской этики этики
Искусство
23
3
23
90
Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ «Етышинская ООШ»
на 2025-2026 учебный год
5-9 классы.
Учебный план МБОУ «Етышинская ООШ» разработан в соответствии со следующими
документами:
− Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст. 12 п.6 в ред. ФЗ от 24.09.2022 г. № 371)
− Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г.
№ 287
− Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11. 2022 г. № 993
− Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28
− Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской федерации от
28.01. 2021 г. № 2.
− Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 (рег. № 19676 от
02.02.2011 г.) «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
-Устав МБОУ «Етышинская ООШ»
Учебный план на 2025 – 2026 учебный год составлен на основе федерального учебного
плана основного общего образования вариант 1, утвержденного приказом Министерства
просвещения России от 16.11.2022 г. № 993 «Об утверждении федеральной образовательной
программы основного общего образования». Так как учебный план на уровне основного
общего образования в 2025-2026 учебном году сформирован в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными
основными общеобразовательными программами, на уровне основного общего образования
будут реализовываться федеральные рабочие программы. Учебный план основной
образовательной программы основного общего образования (далее – учебный план)
обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО, определяет общие рамки
отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации
образовательной деятельности.
Учебный план:
− фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
− определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их
освоение и организацию;
− распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Особенности учебного плана Учебный план основного общего образования:
− определяет нормативный срок освоения основной образовательной программы основного
общего образования - 5 лет;
− определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов, направлений
внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию;
− распределяет учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам
и учебным годам.
− определяет продолжительность учебного года (34 учебные недели для V- IX классов); −
продолжительность урока - 40 минут;
− фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся: 29 часов в неделю в 5
классе, 30 часов в неделю в 6 классе, 32 часа в неделю в 7 классе, 33 часа в неделю в 8 классе,
33 часа в неделю в 9-х классе.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе
государственную
аккредитацию
образовательных
организаций,
реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов,
учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся. Обязательная часть учебного
плана для 5-9 классов определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей:
− русский язык и литература (русский язык, литература);
− иностранный язык (иностранный язык);
− общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
− математика и информатика (математика, информатика, вероятность и статистика);
− естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
− искусство (изобразительное искусство, музыка, искусство);
− технология (труд (технология));
− физическая культура (физическая культура);
- основы безопасности и защиты Родины (ОБЗР).
Обязательный учебный предмет «История» включает в себя учебные курсы «История России»
и «Всеобщая история», изучается в объеме 3 часов в неделю в 5-7-х классах, 2 часа в неделю в
8 классе и в 9 классе 2,5 часа в неделю, включая модуль «Введение в новейшую историю
России».
В предметной области «Математика и информатика» предусмотрено введение в 7 - 9
классах нового учебного курса "Вероятность и статистика". ФОП ООО определено введение
данного курса с выделением соответствующего для изучения учебного времени, начиная с 7
класса, по 1 часу в неделю. Предметная область «Естественно-научные предметы» направлена
на формирование системы знаний фундаментальных законов природы, современных
физических теорий и естественнонаучной картины мира, умений и навыков наблюдения за
процессами, происходящими в природе, планирование и проведение экспериментальных
исследований, систематизацию и интерпретацию их результатов, универсальных учебных
действий, учащихся посредством вовлечения их в проектно-исследовательскую деятельность,
творческие занятия, основу которых составляют: умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, проводить эксперимент, структурировать материал. На учебный предмет
«Физическая культура» в инвариантной части учебного плана отводится 2 часа в неделю. Из
части, формируемой участниками образовательных отношений выделено по 1 часу в 5-8
классах. Главным в решении задач физического воспитания учащихся является
направленность на укрепление здоровья, овладение школой движений, развитие
координационных и кондиционных способностей, формирование элементарных знаний о
личной гигиене, режиме дня, выработку представлений об основных видах спорта,
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми.
Предметная область «Искусство», направлена на овладение учащимися следующими
компетенциями: коммуникативной, ценностно-ориентированной, рефлексивной, навыками
личностного саморазвития, что способствует развитию школьника как компетентной личности
путем включения его в различные виды ценностной деятельности. Роль учебного предмета
«Труд (технология)» обусловлена объективно существующей потребностью подготовки
обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями. В
предметной области «Основы безопасности и защиты Родины» ведется предмет ОБЗР в 8 и 9
классах по 1 часу.
Из части, формируемой участниками образовательных отношений, выделены часы на
следующие факультативы:
«Музыка моего края», 5 класс- 0,5 часа; «Секреты орфографии», 5 класс- 0,5 часа; «Грамотей»,
6класс-1час, 8 класс-0,5 часа; «Решение задач повышенной сложности по математике», 7класс0,5 часа; «По странам и континентам», 7 класс-0,5 часа; «Химия: решение задач и
упражнений», 8 класс-0,5 часа; «Сочинение-это интересно», 9 класс-0,25; «Решение текстовых
задач», 9 класс-0,25 часа в неделю.
Промежуточная аттестация по учебным предметам проводится в целях проверки освоения
учащимися государственного образовательного стандарта. Определены следующие предметы
и формы проведения промежуточной аттестации:
класс
предмет
форма промежуточной аттестации
5 кл
Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
Литература
Проектная работа
Иностранный язык
Тестовая работа
Математика
Контрольная работа
История
Контрольная работа
Природоведение
Тестовая работа
Искусство (Музыка и ИЗО)
Тестовая работа
Труд(технология)
Зачет
Физическая культура
Зачет
Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
Литература
Тестовая работа
Иностранный язык
Тестовая работа
Математика
Контрольная работа
История
Контрольная работа
Обществознание
Тестовая работа
География
Тестовая работа
Биология
Тестовая работа
Искусство (Музыка и ИЗО)
Тестовая работа
Труд (технология)
Проектная работа
Физическая культура
Зачет
Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
Литература
Тестовая работа
Иностранный язык
Тестовая работа
Математика
Контрольная работа
История
Контрольная работа
Обществознание
Тестовая работа
География
Тестовая работа
Физика
Тестовая работа
Биология
Тестовая работа
Искусство (Музыка и ИЗО)
Тестовая работа
Труд (технология)
Проектная работа
Русский язык
Изложение
Литература
Тестовая работа
Иностранный язык
Тестовая работа
Математика
Контрольная работа
6 кл
7 кл
8 кл
9 кл
Информатика и ИКТ
Тестовая работа
История
Контрольная работа
Обществознание
Тестовая работа
География
Тестовая работа
Физика
Тестовая работа
Химия
Контрольная работа
Биология
Тестовая работа
Искусство
Тестовая работа
Труд (технология)
Проектная работа
ОБЗР
Тестовая работа
Физическая культура
Зачет
Русский язык
Тестовая работа
Литература
Тестовая работа
Иностранный язык
Тестовая работа
Математика
Контрольная работа
Информатика и ИКТ
Тестовая работа
История
Контрольная работа
Обществознание
Тестовая работа
География
Тестовая работа
Физика
Тестовая работа
Химия
Контрольная работа
Биология
Тестовая работа
Искусство
Тестовая работа
Физическая культура
Зачет
Труд (технология)
Проектная работа
ОБЗР
Тестовая работа
Учебный план 2025 – 2026 учебный год основное общее образование пятидневная учебная неделя
Предметные области
Учебные предметы классы
Обязательная часть
Количество часов в неделю
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика
5
5
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Вероятность и статистика
1
1
1
3
Информатика
1
1
1
3
3
2
2
13
1
1
2
2
2
2
8
2
2
3
7
2
2
4
2
2
7
История
Общественно-научные предметы
3
3
Обществознание
География
1
1
Физика
Естественнонаучные предметы
10
Химия
Биология
1
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
Музыка
1
1
1
1
Технология
Технология
2
2
2
1
1
8
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
2
10
Основы безопасности и защиты Родины
Основы безопасности и защиты Родины
1
1
2
3
Искусство
4
Итого
27
28
30
31
32
148
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2
2
2
2
1
9
Физическая культура
1
1
1
1
4
История
0,5
0,5
Решение текстовых задач
0,25
0,25
Музыка моего края
0,5
0,5
Секреты орфографии
0,5
0,5
Грамотей
1
0,5
1,5
Решение задач повышенной сложности по математике
0,5
0,5
По странам и континентам
0,5
0,5
Химия: решение задач и упражнений
0,5
Сочинение -это интересно
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе) в соответствии с
действующими санитарными правилами и нормами
29
30
32
33
0,5
0,25
0,25
33
157
Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ «Етышинская ООШ»
на 2025-2026 учебный год
для обучающихся с легкой умственной отсталостью
7,8 класс
Учебный
план
обеспечивает
реализацию
адаптированной
основной
общеобразовательной программы для обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант
1), определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебного
времени, отводимого на изучение различных предметных областей, учебных предметов и
коррекционную подготовку, предусмотренную для обязательных индивидуальных и групповых
коррекционных занятий для обучающихся. Нормативной основой разработки учебного плана
являются:
1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
министерства образования и науки РФ от 19.12. 2014г. № 1599;
3.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5.Письмо Министерства образования РФ от 11.08.2016г.№ВК-1788/07 «Об организации
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
6.Приказ МинПросвещения РФ от 21 сентября 2022 г. №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
7. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Етышинская
ООШ» (вариант 1);
8.Устав МБОУ «Етышинская ООШ»;
9. Локальные акты МБОУ «Етышинская ООШ».
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей. Учебный план состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы и учебное время, отводимое на их изучение. Обязательная часть учебного плана
отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования умственно-отсталых обучающихся:
-формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
-формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
-формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно - развивающая
область. Промежуточная аттестация с аттестационными испытаниями проходит в форме
контрольных работ только по русскому языку и математике. По остальным предметам
учебного плана промежуточная аттестация проводится без аттестационных испытаний на
основании текущей успеваемости и с фиксацией результатов в виде годовой аттестации по
предметам.
Учебный план
2025-2026 учебный год
для обучающихся по адаптированной образовательной программе для
детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).
7,8 классы
пятидневная учебная неделя.
Предметные области
Классы
Учебные предметы
Количество часов в неделю
7
8
всего
Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Русский язык
4
4
8
Чтение (Литературное
чтение)
4
4
8
Математика
Математика
3
3
6
Информатика
1
1
2
Биология
2
2
4
География
2
2
4
Основы социальной жизни
2
2
4
История Отечества
2
2
4
Физическая культура
Адаптивная физическая
культура
2
2
4
Труд (технология)
Труд (технология)
7
7
14
29
29
58
Естествознание
Человек и общество
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Физическая культура
Максимально допустимая недельная нагрузка при
5- ти дневной учебной неделе
1
1
2
30
30
60
Пояснительная записка
к учебному плану МБОУ «Етышинская ООШ»
на 2025-2026 учебный год
для обучающихся с РАС
3 класс
Индивидуальный учебный план АООП НОО обучающегося с РАС (вариант 8.3) (далее ―
учебный план) на 2025-2026 учебный год, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающегося, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение. Индивидуальный учебный
план является составной частью адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра,
вариант 8.3 определяет перечень, трудоемкость, последовательность учебных предметов и
формы промежуточной аттестации. При разработке индивидуального учебного плана
использованы следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Приказ
Минюста РФ от 18.12.2020 N 61573);
- Санитарно-эпидемиологические правила от 30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении
федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 года № АФ150/06 «О создании
условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми – инвалидами»;
Индивидуальный учебный план составлен на основе федерального учебного плана ФАОП
НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.3). Индивидуальный учебный план соответствует
действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение
гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующим санитарными требованиями. В учебном плане представлены 6 предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с РАС. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающегося. Учебный план состоит из двух частей —
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть индивидуального учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на
их изучение. Предметные области и учебные предметы сохранены в полном объёме.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с РАС:
- формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и
этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся с РАС к продолжению образования на последующем уровне
основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося с РАС в соответствии с его индивидуальностью;
- минимизацию негативного влияния РАС на развитие обучающегося и профилактику
возникновения вторичных отклонений.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет
во 3 классе - 34 недели. Продолжительность урока (академического часа) - 40 минут. Обучение
ведется на русском языке. Количество часов занятий с учителем в соответствии с обязательной
частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений составляет 8 часов в
неделю. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию
дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.,
формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих
относительную самостоятельность обучающегося в быту, социальную адаптацию, а также
развитие социально значимых качеств личности.
Учебный план
для обучающегося с расстройствами аутистического спектра
Носкова Андрея Сергеевича
3 класс
на 2025-2026 учебный год
надомное обучение
Предметные
области
Классы
учебные
предметы
Количество часов в
неделю
Всего
3
Обязательная часть
Язык и речевая
практика
Русский язык
1
1
Чтение
2
2
0,5
0,5
2
2
Естествознание Мир природы и
человека
0,5
0,5
Искусство
Музыка
0,5
0,5
рисование
0,5
0,5
Физическая
культура
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)
0,5
0,5
Технология
Труд
(технология)
0,5
0,5
0,5
0,5
8
8
Речевая практика
Математика
Математика
Коррекционно развивающие
занятия
ИТОГО
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая
недельная нагрузка при 5- ти
дневной учебной неделе
о
о
8
8
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2025 – 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и
осуществляется в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности МБОУ "Етышинская ООШ" определяет состав и
структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне
начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей
общеобразовательной организации.
План внеурочной деятельности формируется с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами (направлениями) внеурочной деятельности являются:
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом
правил безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться,
подчиняться,
руководить,
проявлять
инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений
ученического
самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Общий объём внеурочной деятельности не должен превышать 1320 академических часов
за четыре года обучения, и составлять не более 10 часов в неделю.
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности.
Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей
(законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации,
отличных от урочной системы обучения, таких как факультативы, художественные,
музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные
клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и другие.
При выборе форм организации внеурочной деятельности МБОУ "Етышинская ООШ"
учитывает следующие требования:
целесообразность использования данной формы для решения
поставленных задач конкретного направления;
преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической
деятельности, в том числе совместной (парной, групповой,
коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает
то или иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование
средств информационно-коммуникационных технологий.
В целях реализации плана внеурочной деятельности МБОУ "Етышинская ООШ" может
использовать ресурсы других организаций, включая организации дополнительного
образования, профессиональные образовательные организации, образовательные
организации высшего образования, научные организации, организации культуры,
физкультурно-спортивные и иные организации.
В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении МБОУ
"Етышинская ООШ", но и на территории другого учреждения (организации),
участвующего во внеурочной деятельности (спортивный комплекс, музей, театр и
другие).
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление
внеурочной
деятельности
Информационнопросветительские
занятия
патриотической и
экологической
направленности
Занятия,
направленные на
удовлетворение
социальных
интересов и
потребностей
обучающихся
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
Занятия связанные
с реализацией
интеллектуальн
ых и
социокультурны
х
потребностей
Наименование
курса внеурочной
деятельности
Разговоры о важном
Классы/количество часов
1 кл.
2 кл.
3 кл. 4 кл.
Всего
часов
1
1
1
1
4
Орлята России
1
1
1
1
4
Функциональная
грамотность
1
1
1
1
4
1
1
4
13
Логика
Итого часов: 3
3
3
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2025 – 2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и
предметных) и осуществляется в формах, отличных от урочной.
План внеурочной деятельности МБОУ "Етышинская ООШ" определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне среднего
общего образования с учетом интересов обучающихся
и
возможностей
общеобразовательной организации. План
внеурочной
деятельности
представляет собой
описание
целостной
системы
функционирования МБОУ "Етышинская ООШ" в сфере внеурочной деятельности и может
включать
в себя:
1) внеурочную деятельность, организованную, с целью удовлетворения различных
интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
2) внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся
(интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества,
в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том
числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные
пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских
навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций
дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и
социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в
том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики
с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки
обучающихся
(проектирование
индивидуальных
образовательных
маршрутов, работа педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной организации (безопасности жизни и
здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в
процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты
обучающихся).
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все
многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие
отечественного кинематографа. Наследие отечественного кинематографа может
использоваться как в качестве дидактического материала при реализации курсов
внеурочной деятельности, так и быть основой для разработки курсов внеурочной
деятельности, посвященной этому виду отечественного искусства.
Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых на
внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего
образования не более 1750 часов, в год - не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных
на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения
перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой
через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов.
Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках
тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной
организации или на базе загородных детских центров, в туристско-краеведческих
мероприятиях, в том числе проводимых в природной среде, поездках и другие).
При этом расходы времени на отдельные направления плана внеурочной
деятельности могут отличаться:
на внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации и
профориентации обучающихся, еженедельно от 1 до 2 часов;
на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия
целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и
проведении коллективных мероприятий в классе или общешкольных мероприятий за 1 - 2
недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на
реализацию плана внеурочной деятельности);
на организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление
педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия
еженедельно - от 2 до 3 часов.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю.
Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о
важном".
Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном"
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или)
беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Один час в неделю для обучающихся 6 - 9 классов рекомендуется отводить на
внеурочное занятие "Россия - мои горизонты".
Внеурочные занятия "Россия - мои горизонты" направлены на формирование
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению и других компетенций,
необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и
осмысления профориентационно значимого опыта.
Основной формат внеурочных занятий "Россия - мои горизонты" профориентационное занятие. Основные темы занятий связаны с востребованными
профессиями реального сектора экономики, а также с выдающимися достижениями России
в отраслях промышленности, цифровых технологиях, инженерном деле, государственном
управлении и общественной безопасности, медицине и здравоохранении, агросфере,
социальном развитии, туризме, креативных индустриях и других отраслях экономики.
При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться.
В 5 классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной
ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе, либо в 8 классе - в
связи с организацией предпрофильной подготовки. Выделение часов на внеурочную
деятельность может различаться в связи с необходимостью преодоления противоречий и
разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе.
В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации
могут реализовываться различные модели плана внеурочной деятельности:
модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
организационному обеспечению учебной деятельности;
модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по
обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной организации;
модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и
воспитательных мероприятий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу;
обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),
переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том
числе экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие),
походы, деловые игры и другое.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование
учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в
сетевой форме), включая организации дополнительного образования соответствующей
направленности, осуществляющих лицензированную образовательную деятельность,
профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего
образования, научные организации и иные организации, обладающие необходимыми
ресурсами.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Направление
внеурочной
деятельности
Информационно
просветительски
е занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
Наименован
ие курса
внеурочной
деятельности
Разговоры о
важном
Функциональ
ная
грамотность
Классы/
количество часов
5 кл. 6 кл. 6К кл 7 кл.
7К
кл
8
кл
8К
кл.
Всего
часов
9
кл
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
Занятия,
направленные
на
удовлетворени
е социальных
интересов и
потребностей
обучающихся
Семьеведение
Занятие
направленные
на
удовлетворени
е
профессиональ
ных интересов
и
потребностей
обучающихся
Занятия,
связанные с
реализацией
особых
интеллектуаль
ных и
социокультурн
ых
потребностей
обучающихся
Россия мои
горизонты
(Билет в
будущее)
Я, Ты, Он,Она –
вместе целая
страна(движение
первых)
Коррекционноразвивающее
занятие по
математике
Коррекционноразвивающее
занятие по
русскому языку
Коррекционноразвивающее
занятие по
литературе
Коррекционноразвивающее
занятие по
«Тропинка к
своему Я»
Коррекционноразвивающее
занятие
«Социальная и
бытовая
адаптация»
Всего часов
1
1
1
1
1
4
3
1
1
1
4
1
1
1
3
111111
111111
111111
111
11
1
1
3
1
1
3
1
1
1
3
11
1
1
3
5
3
5
3
5
3
31